НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Октябрь 17
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Мартиросова, Мария Альбертовна (российская писательница; 1973- ).
Красные, желтые, синие [Текст]: [повести: для старшего школьного возраста] / Мария Мартиросова; [ил. Т. В. Сугачковой]. - Москва: КомпасГид, 2016. - 159, [1] с.: цв. ил.
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 05, 06, 09, 08, 11, 01, 03, 04, 07, 13, 12, ЦДБ, 10

Мария Артуровна родилась 5 января 1973 года в Баку. Писательница, журналистка, научный сотрудник Московского государственного областного университета, член Ассоциации учителей русского языка и литературы Московской области, член Союза писателей России.

Используя маленькие литературные формы – повести, Мария Мартиросова затрагивает трагическую историю конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Первая повесть «Фотография на память», уже издавалась в 2012 году и получила премию А. Гайдара. Она попала во множество списков: лонг-листы премий И. П. Белкина и Baby НОС, шорт-лист премии им. Л. Толстого «Ясная поляна», а также в список выдающихся детских книг мира «Белые вороны», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.

Повесть «Фотографии на память» не оставляет нас равнодушными. Очень быстро перед глазами проносится жизнь двух поколений, как на фотопленке. Перед нами предстают бесстрашные, увлеченные футболом мальчишки, очень дружные, всегда готовые прийти на помощь. Автор с большой любовью рисует этих ребят ершистых, добрых и талантливых, но в тоже же время, хулиганистых. Запоминается эпизод с Аликом, висящим на высоком дереве. Тревога сменяется невыразимым облегчением от его спасения. Выразителен образ еврейского мальчика Вовки, у которого отец погиб в Севастополе в 1942 году. Мы узнаем, что он был прекрасным фотографом, и свой талант передал сыну. Вовка делает замечательные фотографии, «на которых все выглядели немножко лучше, чем в жизни». Мы восхищаемся Гариком, замечательным рассказчиком. «Он так часто пересказывал приятелям на пляже «Отверженных» Виктора Гюго, что в конце концов его самого переименовали в «Гавроша». Мария Мартиросова создает образ трусливого Ровшана, который из зависти к таланту Вовки, называет его «жиденком» и оскорбляет память его отца. И все ребята дружно называют Ровшана «фашистом» и изгоняют из своей команды. Дружба и сплоченность помогают им выиграть ответственный матч. А Вовка как всегда сделал потрясающий снимок на память. Именно в детстве складываются те трогательные и неповторимые отношения, которые герои пронесут через всю жизнь. Мы понимаем и верим, что в дружбе, в единстве - сила этих мальчишек.

В центре внимания дальнейшего повествования ‒ судьба дочери Гарика, Марго. Конец 1980-х годов. Марго вспоминает себя 10-летнюю. Вспоминает, как их 5 «Г» класс взял шефство над Домом ребенка. Рассказывая, о ребятах, посетивших малышей ‒ детдомовцев, Мария Мартиросова показывает переживания своих маленьких героев. Мы радуемся поступку пятиклассников, открытых добру и готовых делиться теплом своих сердец с этой малышней. Но вскоре все меняется. Больше всего поражает, как быстро меняются дети, как зло и ненависть опутывают их души. Антипод Марго- второгодник Джаваншир Джафаров. Мы узнаем, что он – мелкий пакостник: подпаливает косичку Марго, разбивает Гришкины очки, плюёт в спину старого вахтера. Девочка мечтает о том, чтобы хоть на часик стать мальчишкой и врезать ему разок-другой. Именно Джафаров разжигает национальную вражду в классе. Азербайджанцы начинают травлю армян. Марго не хочет больше притворяться, «что не понимает, почему Наргиз с девчонками сразу замолкают, когда она к ним подходит». 7 декабря 1988 года в Армении, в Спитаке и Ленинакане произошло страшное землетрясение, унесшее много жизней. Девочка не выдерживает, когда гнусный и циничный Джаваншир издевается над горем людей. «Я достаю до ненавистной рожи Джаваншира и луплю по ней изо всех сил:
-Там же дети погибли! Ты же смотрел телевизор, видел кровь? Ты не человек, ты фашист! Гитлер. Помнишь того негритенка в Доме ребенка? Он тоже не азербайджанец. Иди, убей его! А ты стриженного мальчика помнишь? Его Армен звали, значит, он армянин. Он тоже пускай умрет? Да?»

С глубоким мастерством автор показывает переживания девочки, как она не хочет огорчать больную маму, а издевательства продолжаются. Бесчеловечность и жестокость Джаваншира, когда он схватил Марго за волосы, предварительно выгнав ее защитника Гришу и заставлял ее читать на азербайджанском, вызывают вспышку гнева у беженца из Армении. «А новенький, беженец из Армении, молча дубасил Джаваншира и хрипло произнес. - Они тоже нас так… Папа били, сестру в школу не пускали». Этот мальчик всех простил, и открыт для добра. Книга читается на одном дыхании и вызывает бурю эмоций: сопереживаешь девочке и восхищаешься ее мужеством. Она стойко перенесла гибель своего любимого отца. Но когда она теряет и маму, маленькое сердце не справляется с этим неподъемным горем. И невольно слезы наворачиваются и хочется кричать: «Что же вы делаете, окаянные люди, так не должно быть! Дети не должны быть такими жестокими. Дети не должны страдать!»

Мы перелистываем страницы. Марго, пережившая страшные минуты, стараниями дяди Вовы, ставшего теперь ее приемным отцом, по рекомендации известного психиатра, покинула с ним Россию и переехала в США, чтобы «все-все забыть: и хорошее и плохое». Да, она смогла не вспоминать, выросла, выучилась и выбрала профессию фотографа. Она говорит: «Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда». Она запомнила слова дяди Вовы «Если человек помнит, о чем-то хорошем, то ему обязательно захочется это хорошее сделать снова. А если плохое не забыл, то значит, никогда его не повторит». Мы верим, что у Марго все будет хорошо, потому что она ничего не забыла, что она всех помнит и любит.

«Детская боль и жестокость взрослого мира, падающая на детство, равны в своей неправедности. Однако, жизнь устроена так, что избежать их невозможно». Альберт Лиханов.

В повести «Красные, желтые, синие» Мария Мартиросова показывает тяжелые испытания, которые выпадают на долю Светы Аванесовой. Русское имя, мамина армянская фамилия, папа-азербайджанец – делают ее изгоем. Повесть написана с большим мастерством. Нас трогают воспоминания о жизни до Карабаха: любовь к сестре Алиде, которая является ее идеалом, игра с мальчишками в мушкетеров и ее восхищение выпечкой тети Фиры. «Ей запомнился чудесный торт со свечками в кремовых волнах. Красных, желтых, синих». Повествование ведется от имени Светы. Вот Света поднимает трубку телефона и слышит мамин испуганный голос, ее забаррикадировали в классе. Сестра бежит на помощь, Света выбегает следом. «Когда я догнала Алиду, она уже, намертво вцепившись в форменные ремни, тащила за собой трех незнакомых мужчин в военной форме». Когда маму освобождали, она вглядывалась в толпу и потом повторяла «что в той толпе, слава богу, не было ни одного ее ученика». Перед нами настоящий педагог, которая душу вкладывала в своих воспитанников. Мы испытываем страх за армянку с сыном, которых Света с одноклассниками с улюлюканьем преследовала. Она увидела «напряженное женское лицо. Перепуганное, отчаянное, с глубокой морщиной у правой брови. Точно такой же, какая совсем недавно появилась на мамином лбу». Света осознает жестокость этого поступка. «Они же тоже люди». Мы вместе с ней испытываем страх, когда она узнает, что портниху до полусмерти избили и испытываем облегчение, что это ‒ другая женщина. Автор показывает, как быстро взрослеет Света. Она уже не пассивный наблюдатель, участвует в драке, которую устроила Диляра, призывавшая избить армян, как собак. Она уже не молчит, когда огульно ругают азербайджанцев и её любимый город Баку.

Мария Мартиросова описывает жизнь главной героини в быстро изменяющемся мире. Она начинает понимать, что такое нетерпимость и враждебность, но сохраняет в себе доброе и светлое по отношению к близким людям. Мы видим, как их поступки травмируют душу подростка. «Однажды папа пришел пьяный и начал кричать на маму, «что она превратила дом в крысиную нору, где все дрожат от страха». Света ужасалась словам отца, который говорил: что, если начнутся погромы, «он лично и с большой радостью прирежет двух-трех армян». Семья распалась: Света с мамой улетают в Ереван. Сестра Алида решает остаться с папой. Любимая мама горько переживает разлуку. Повзрослевшая Света, несмотря на свои чувства, утешает маму, находя верные слова. Но Ереван не стал для Светы и ее мамы родным городом. После гибели единственного сына, мамина сестра ‒ тетя Нора своей родной сестре кричит: «Всем расскажу, соседей позову, в окно кричать буду! Что дочь твоя - азербайджанка. Что ее отец убил моего мальчика! Хоть наполовину почувствуй, как это терять единственного ребенка, - хоть наполовину!!! Возмездия! Возмездия!» Мудрая милая мама, все понимает и прощает свою сестру.

Мария Артуровна очень точно передает душевное состояние своих героев. Через испытания, утраты и боль проходит жизнь девочки Светы. Она окончила филфак, устроилась учителем русского языка и литературы. Она в центре всех школьных событий. Представлять армяно-азербайджанскую выпечку на фестивале народов мира досталось ей. Мама отказалась выпекать. А Свете очень хотелось угостить своих семиклассников настоящим печеным, каким угощал Дима Туманян. Это желание заставило девушку набрать в поисковике: «Купить домашнюю армяно-азербайджанскую выпечку». На главной странице сайта размещалась фотография огромного торта в обильных кремовых волнах. Красных, желтых, синих. И о чудо! С яркой фотографии смотрела на Свету, коротко остриженная девушка Алида. Повесть заканчивается и мы чувствуем оптимизм и жизнерадостность. Мы верим, что впереди у наших героев светлая и радостная жизнь.

Я рекомендую эту книгу всем: и детям, и взрослым. Она будет полезна завучам по воспитательной работе и классным руководителям средней школы. Книга пробуждает в душе каждого сострадание, сопереживание.

Иванова Г. Г., библиотекарь детской библиотеки № 8