НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Февраль 17
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5

В одной из своих недавних статей Роман Сенчин написал: «Полки книжных магазинов переполнены, а почитать что-то нечего. А между тем один из лучших способов найти произведение по душе – обратиться к «толстякам». Каждый номер каждого из них – это дневник того, что в литературе происходит. Новая проза, новые стихи критика, рецензии… Толстые журналы, хоть и не без потерь в тиражах, пережили социально-политические бури конца ХХ века, традиция их издания сохранилась. А вот традиция следить обществу за жизнью журналов, к сожалению, почти прервалась».

Хотелось бы обратить внимание читающей публики на некоторые произведения современных авторов, опубликованные в «толстых» журналах за последнее время. На мой взгляд, это именно та проза, которая пришла к читателю «будто из тех самых времен, когда литература была не кустарным промыслом самоучек, не хобби для менеджеров и журналистов, а профессиональным делом и призванием». (Сергей Морозов. Литературная Россия. – 2015. - №6. – С. 16).

 

Виктор Ремизов. Воля вольная // Новый мир. – 2013. - №№ 11-12.

Роман Виктора Ремизова вошел во многие шорт-листы самых известных литературных премий 2014 года. Победителем не стал. Наверное, потому что, как пишет Евгений Лесин: «…Хорошим писателям вообще обычно премий не дают. А вот как раз короткие списки и финалы – лучший показатель качества» (НГ EXLibris. - 2015. - № 37). Благодаря премиальным листам читающая публика с удивлением открыла для себя замечательного и уже зрелого писателя. Одновременно с появлением романа шумели споры о фильме Андрея Звягинцева «Левиафан». Фильм Звягинцева и роман Ремизова сравнивали, находили общее между ними. Но если фильм посмотрели многие, то роман прочли далеко не все. У некоторых читателей предубеждение вызывает тематика произведения, а также не очень умные аннотации и анонсы: «сибирско-дальневосточная проза про тех, кого принято называть браконьерами», «еще раз про человека и власть», «икра наносит удар» и даже: «суровая вчерашняя проза». Но если вы, не испугавшись таких аннотаций, дадите себе труд прочесть хотя бы первые абзацы романа, то почувствуете давно забытое счастье узнавания настоящей прозы: хороший классический язык, блестящее и нескучное описание природы, правда человеческих отношений, разумное сосуществования природы и человека, и вместе с тем – занимательный сюжет и социально значимая тема. Фабула произведения не замысловата: конфликт между местными охотниками и рыболовами с одной стороны и полицией с другой. Но вопросы, поднятые в книге, восходят к традиционным и вечным – «что делать?» и «кто виноват?». После прозы Романа Сенчина в современной литературе давно не появлялось таких произведений, когда главное – не тема, а та «высота античного пафоса» (Д. Лихачев), которой писатель достигает как раз без какого-либо пафоса. Через полгода после журнальной публикации книжный вариант романа Виктора Ремизова «Воля вольная» вышел в издательстве «АСТ». А еще до этого вышел сборник его рассказов «Кетанда». Он прошел практически не заметно для большинства читателей. И только сейчас, когда Виктор Ремизов стал известен, мы открываем для себя и его рассказы. Они не разочаровывают. «Это крепкая мужская проза. Но мужская – не значит непременно жесткая и рациональная. Проза Виктора Ремизова – чистая, мягкая и лиричная, иногда тревожная, иногда трогательная до слез. Действие в его рассказах происходит в заполярной тундре, в охотской тайге, в Москве, на кухне, двадцать лет назад, десять, вчера, сейчас. В них есть мастерство и точность художника и, что ничуть не менее важно, – внимание и любовь к изображаемому. Рассказы Виктора Ремизова можно читать до поздней ночи, а утром просыпаться в светлых чувствах» (аннотация к сборнику «Кетанда»).

Кстати сказать, некоторые рассказы Виктора Ремизова ранее публиковались в «толстых» журналах: «Новый Мир», № 2 за 2007 г.; «Октябрь», № 12 за 2007 г.; «Новый Мир», № 2 за 2008 г.; «Новый Мир», № 5 за 2012 г.; «Новый Мир», № 2 за 2013 г.

Роман Сенчин. Главы из книги «Зона затопления»: «Дружба народов», №12 за 2013 г. и №4 за 2014 г.; «Новый мир» №4 за 2014 г.; «Сибирские огни», №7 за 2014 г.; «Октябрь», №8 за 2014 г.; «Наш современник», №11 за 2014 г.; «Информпространство», №1 за 2015 г.; «Дружба народов», №2 за 2015 г.

Книге Романа Сенчина, конечно же, не избежать сравнения с повестью Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Сам автор сознательно идет на это, о чем говорит даже посвящение Валентину Распутину. Речь в обоих произведениях идет о том, как после запуска гидроэлектростанций под воду уходят большие и малые села и деревни, в которых веками жили тысячи семей. Основа сюжета у обоих авторов документальна. Сравнений и аналогий с повестью Распутина здесь великое множество, и Сенчин как будто специально их подчеркивает. Вот что говорит один из его героев Алексей Брюханов: «Читал и поражался: как после неё («Прощание с Матерой»), так зримо показавшей ту уже давнюю трагедию, такая же трагедия может повториться? И чем объяснить, что, с одной стороны именно этому писателю именно за эту книгу продолжают давать государственные премии, называют его нашей совестью, а с другой строить новую, но точно такую же электростанцию, водохранилище которой уничтожит еще несколько деревень, а их жителей превратит из хозяев в унылых квартирантов?». Надо сказать, что Роман Сенчин, как и Валентин Распутин, – лауреат премии Правительства России. Но их боль и тревогу не слышат по-прежнему. Не смотря на схожесть сюжетов, книга Романа Сенчина совсем не ремейк распутинской повести. Сюжеты могут повторяться, но каждый герой, как и каждый человек, неповторимы. Ответа на вечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» у автора нет. Поэтому очень силен в книге мотив безысходности и даже смерти. Но в книге важна не только тема. Важны авторская боль за своих героев, его любовь к ним. Проявляется она в мастерском описании судеб, деталей быта. За этими деталями скрываются ответы на вечные вопросы бытия. Как удается это автору без тени какой либо назидательности – загадка, как и у большинства настоящих писателей, интересных читателю. Поэтому очень поверхностной кажется реплика критика Инны Булкиной («Знамя», № 2 за 2015 г., с. 210): «Рассказ Романа Сенчина напомнил забытый (заслуженно или нет – не знаю) газетный жанр «Письмо позвало в дорогу»... Если цель была в том, чтобы реанимировать Валентина Овечкина, то цель эта, надо думать, достигнута. Зачем? Опять же – не знаю». Мнение, что литература не должна поднимать никаких острых и больших проблем, что она – прежде всего игра, преобладает сегодня у многих критиков. Оксана Бек свою рецензию на роман Виктора Ремизова «Воля вольная» («Книжное обозрение», №22-23 за 2014 г., С. 4.) тоже иронически озаглавила «Икра наносит удар» и закончилатак: «Хорошо поставленный крик отчаяния в глухом лесу: язык хорош, герои ярки, заданные вопросы правильны, а к чему это все?». Хочется спросить нашу критику: «Кто тогда рассеет мрак? » (Назым Хикмет).

Книга Романа Сенчина «Зона затопления» («Редакция Елены Шубиной» издательства «АСТ», 2015.) вошла в короткий список десятого сезона премии «Большая книга».

Екимов Борис. Осень в Задонье // Новый мир. – 2014. - №№ 9-10.

По этому произведению критики тоже поют отходную. Сергей Морозов («Литературная Россия Россия», № 6 за 2015 г., С. 16.), признавая мастерство автора, заканчивает свою рецензию словами: «Книга Б. Екимова – это лебединая песнь уходящей советской литературы, советской культурной традиции. Она – напоминание о ее лучших сторонах и невольное указание на то, что ее эпоха завершена, что надо переходить от прошлого века отечественной прозы к чему-то новому». Может быть автор и прав. Но хотелось бы, чтобы это новое было таким же ярким и, если уж не светлым, то хотя бы не унижающим человеческое достоинство читателя, что очень часто отталкивает нас в современной прозе. Проза Бориса Екимова привлекает именно тем, о чем пишет тот же Сергей Морозов в начале своей статьи: «Мало в нынешней российской литературе примеров прозы, которая была бы пропитана уважением к читателю, к собственному ремеслу, не так много произведений, отмеченных бережливым, заботливым отношением к слову, отличающихся вниманием к миру и человеку». Романа Сенчина привлекает в новой повести Бориса Екимова то, что он «пытается найти выход из того сложного и горестного положения, в котором оказался русский мир на русской земле». Борис Екимов – замечательный прозаик, автор таких гениальных, на мой взгляд, произведений как «Фетисыч», «Живая душа», «Пиночет». Недавняя встреча любителей современной литературы в библиотеке им. Федора Абрамова была посвящена разговору о творчестве Бориса Екимова. Библиотека всегда рада напомнить читателям и тот факт, что сценарий фильма «В той стране» режиссера Лидии Алексеевны Бобровой создан по произведениям Бориса Екимова, а снят фильм на родине Федора Абрамова в деревне Веркола. Многих героев в фильме играют жители деревни, земляки Федора Абрамова.

Повесть Бориса Екимова «Осень в Задонье» имеет пока только журнальную версию. Она вошла в короткий список десятого сезона премии «Большая книга».

 

В журнальной версии можно прочесть и другие интересные произведения, книжная версия которых появляется на полках библиотек на много позднее:

Арабов Юрий. Столкновение с бабочкой: роман // Октябрь. – 2014. - №№1, 2. (М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014). Роман входил в лонг-лист литературной премии «Нацбест-2015».

Бояшов Илья. Джаз // Октябрь. – 2015. - №5. (СПб.: Лимбус Пресс, 2015). Книжной версии в библиотеке пока нет.

Варламов Алексей. Мысленный волк: роман // Октябрь. – 2014. - №№4,5,6. -(М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014). Роман вошел в короткий список десятого сезона премии «Большая книга».

Галина Мария. Автохтоны: роман // Новый мир. – 2015. - №№3,4. (М.: АСТ, 2015). Книжной версии в библиотеке пока нет.

Ганиева Алиса. Жених и невеста: роман // Октябрь. – 2015. №4. (М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015). Роман вошел в шорт-лист литературной премии «Русский Букер-2015». Книжной версии в библиотеке пока нет.

Геласимов Андрей. Холод: роман //Октябрь. – 2015. - №1. (М.: Эксмо, 2015). Роман вошел в лонг-лист литературной премии «Русский Букер-2015».

Носов Сергей. Квадратные скобки: роман // Новый мир. – 2015. - №№1,2. (СПб.: Лимбус Пресс, 2015). Роман стал лауреатом литературной премии «Нацбест-2015»

Снегирев Александр. Вера: роман // Дружба народов. – 2015. - №1. (М.: Эксмо, 2015). Роман вошел в шорт-лист литературной премии «Русский Букер-2015».  Книжной версии в библиотеке пока нет.

Если романы современных авторов, особенно попавшие в списки литературных премий, довольно быстро выходят в книжной версии, то рассказы и поэтические подборки часто доступны только в литературно-художественных журналах. В первой половине 2015 года здесь были опубликованы рассказы Валерия Вотрина, Мариам Петросян, Ильи Кочергина, Елены Долгопят, Наталии Ключаревой, повесть Андрея Столярова «Дайте миру шанс», а также стихи Александра Кушнера, Ларисы Миллер, Бахыта Кенжеева, Инны Лиснянской, Олега Чухонцева, Сергея Гандлевского и многих других авторов, как именитых, так и совсем неизвестных.

Поистине настоящим пиршеством литературно-художественные журналы могут стать и для любителей мемуарной прозы. Поэтому в первой половине 2015 года не пропустите следующие публикации:

Богатырева Софья. Уход. Из жизни одного архива// Знамя. – 2015. - №№2,3.

Софья Игнатьевна Богатырева родилась в Москве, окончила филологический факультет Московского университета. Занималась детской литературой, в течение пятнадцати лет вела отдел поэзии и детского творчества в журнале «Пионер». В дальнейшем — мемуарист, публикатор неизвестных текстов Осипа Мандельштама и Владислава Ходасевича, автор работ, посвященных поэзии и прозе Серебряного века. С 1993 года живет в США.

Гладков Александр. Дневник. 1968 год // Звезда. – 2015. - №№1,2; Дневниковые записи. 1971 год //Знамя. – 2015. - №№5,6; Дневник // Новый мир. – 2015. - №№5,6.

Александр Константинович Гладков (1912-1976) — русский советский драматург и киносценарист. Первая пьеса Гладкова – героическая комедия в стихах «Давным-давно» была написана в 1940 г., режиссером Эльдаром Рязанова по ней был снят фильм «Гусарская баллада» в 1962 году. Гладков оставил ряд мемуарно-биографических произведений: о Вс. Мейерхольде, о Б. Пастернаке, об О. Мандельштаме, В. Кине, А. Д. Попове, Ю. К. Олеше, А. Г. Коонен, К. Паустовском, И. Эренбурге и др.

Голубков Дмитрий. «Все на свете – камень и песок». Из записных книжек (1952-1970 гг.) // Дружба народов. – 2015. - №6.

Дмитрий Николаевич Голубков (1930-1972) – русский писатель, поэт, живописец. До сих пор многое из его наследия не издано – стихи, рассказы, повести, записные книжки с замыслами рассказов, пейзажными зарисовками, портретами современников – писателей, поэтов, художников, музыкантов.

Гудзенко Семен. За секунду до взрыва: Записные книжки; Стихи; Стенограмма вечера // Новый мир. – 2015. - №5.

Семён Петрович Гудзенко (1922–1953) – советский поэт-фронтовик. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, стал пулемётчиком в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН). В 1942 году был тяжело ранен в живот осколком мины. Гудзенко умер от старых ран. Последствия контузии, полученной на фронте, медленно убивали его. По воспоминаниям Евгения Долматовского, последние месяцы жизни поэта — это «новый подвиг, который по праву можно поставить рядом с подвигом Николая Островского, Александра Бойченко, Алексея Маресьева».

Дневник К. Р. 1909 года // Москва. – 2015. - №№6, 7.

Великий князь Константин Константинович, поэтический псевдоним К. Р. (1858-1915 – внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III, двоюродный дядя императора Николая II, с 1889 г. президент Российской Академии наук, поэт/драматург, переводчик, выступавший под литературным псевдонимом «К.Р.». Умирая, он завещал свои дневники Петербургской Академии наук, запретив использовать их в ближайшие 90 лет. В 2013 году в издательстве «ПроЗаик» был издан «Дневник великого князя Константина Константиновича (К.Р.). 1911-1915». Нынешняя журнальная публикация представляет Дневник великого князя за 1909 год. Еще ранее в журнале «Новый Мир» 1994, № 4 публиковались письма и воспоминания К.Р.

Иванова Наталья. Ветер и песок: Роман с литературой в кратком изложении // Знамя. – 2015. - №3.

Наталья Борисовна Иванова (род. 17 мая 1945, Москва) — российский литературовед, литературный критик, публицист, первый заместитель главного редактора «Знамени». В романе автор излагает самые значительные и запоминающиеся события своей жизни, вспоминает об удивительных людях, с которыми ей довелось познакомиться, дает множество наставлений и советов молодым писателям и просто рассказывает о своей интересной работе. От автораИстории и эпизоды в формате, опробованном мною впервые в книге 2003 года «Ностальящее» (в ее последней части). Литературному критику хочется – время от времени – поменять если не жизнь, то жанр». В № 10 журнал обещает опубликовать вторую часть воспоминаний.

Лиснянска Инна. Двухместная жизнь. Из дневников 2005-2008 гг. // Дружба народов. – 2015. - №6.

Инна Львовна Лиснянская (1928 –2014) – русская поэтесса. Жена Семёна Липкина. Участвовала в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1979), вместе с Семёном Липкиным и Василием Аксёновым вышла из Союза писателей СССР в знак протеста против исключения из него Виктора Ерофеева и Евгения Попова, в течение семи лет публиковалась только за рубежом. Лауреат нескольких литературных премий, в частности: премия Александра Солженицына (1999) — «за прозрачную глубину стихотворного русского слова и многолетнюю явленную в нём поэзию сострадания», премия «Поэт» (2009). Публиковались литературоведческие книги: Музыка «Поэмы без героя» Анны Ахматовой. – М.: Худ. лит., 1991; Шкатулка с тройным дном: Об А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. — Моск. обл. музей М. И. Цветаевой в Болшеве, 1995. Самое известное прозаическое произведение Инны Лиснянской – книга мемуаров «Хвастунья: Воспоминания, проза». — М.: Вагриус, 2006. - 448 с.

Из писем Д. Е. Максимова к М. Л. Мирза-Авакян / Публ., вступ. ст., примеч. К. М. Азадовского //Звезда. – 2015. - №2.

Максимов Дмитрий Евгеньевич (псевд. Иван Игнатов, Игнатий Карамов) [1904–1987] – российский литературовед, поэт, доктор филологических наук, профессор Ленинградского университета, специалист по русской поэзии XIX нач. XX вв. Дмитрий Евгеньевич был лично знаком и состоял в переписке со многими именитыми современниками. Адресат публикуемых писем – Мирра Леоновна Мирза-Авакян (1916-1993), доктор филологических наук, автор ряда статей о русских писателях начала ХХ века (Брюсове, Блоке, Есенине, Бунине и др.) Будучи одним из организаторов «Брюсовских чтений» в Ереванском университете, она пытается привлечь к сотрудничеству с Ереваном видных ленинградских и московских ученых. Одним из них был Д. Е. Максимов.

Микаэлян Сергей. Не убит подо Ржевом: повесть-быль // Нева. – 2015. - №2.

Сергей Герасимович Микаэлян (р. 1923) – советский и российский режиссёр театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1976). Народный артист РСФСР (1983).Участник Великой Отечественной войны, в боях за Ржев был ранен. Работал режиссером театров в Саратове, Горьком, Ташкенте. С 1956 года — режиссер киностудии «Ленфильм» (в 1959-1961 — киностудии имени М. Горького). С 1989 года — художественный руководитель студии «Петрополь» (киноассоциация «Ленфильм»). Театральные работы:«Где-то в Сибири» И.И. Ирошниковой (1951, Саратовский ТЮЗ). Призы и награды: Лауреат Государственной премии СССР (1976, за фильм «Премия»). Приз ВКФ (1983) — за фильм «Влюблён по собственному желанию» (1982). Живет в Санкт-Петербурге.

 

«Литературные журналы всегда были гордостью и необходимым аспектом культурной жизни России: через них читатель мог оперативно ознакомиться с новинками прозы, поэзии, драматургии, публицистики», – говорится в одной из программных статей недавнего номера «Литературной газеты». В наше время большинство из читающей публики не имеет возможности выписывать периодику. В киосках найти свежий номер литературного журнала или еженедельника тоже практически невозможно. Но библиотеки, к счастью, до сих пор выписывают и литературно-художественные, и научно-популярные журналы, и газеты. Обращайтесь к ним регулярно, возвращайте традицию.

Л.А. Волосенко, зав. библиотекой № 2 им. Ф. Абрамова

Яндекс.Метрика