НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   
Октябрь 17
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

24 декабря в библиотеке № 2 им. Федора Абрамова состоялись очередные «Краеведческие посиделки на Ивановской». Время года обязывает — темой мероприятия стала история празднования Рождества и Нового года в нашей стране.

Как известно, Новый год пришел к нам вместе с указом Петра I о переходе на новое летоисчисление с 1 января 1700 г. «Однако процесс “прививки елки” в России был долгим, противоречивым, а временами и болезненным. Этот процесс самым непосредственным образом отражает настроения, пристрастия и состояние различных слоев русского общества»,— пишет Е. Душечкина, автор увлекательнейшего исследования «Русская елка: история, мифология, литература», вышедшего в 2014 г.

Действительно, празднование Нового года, Рождества, а затем — чтобы окончательно! — еще и Старого Нового года (такая уж последовательность событий установилась в современной России благодаря непрекращающимся играм с календарем) — одно из самых замечательных, счастливых и памятных событий не только нашего детства, но и всей взрослой жизни. Все дети верят в существование Деда Мороза и желанные подарки, которые он оставляет для них под елкой; все взрослые в Деда Мороза как такового уже не верят, но на подарки, пусть даже и не под елкой, в новогодние дни по-прежнему очень рассчитывают…

Как известно, установка и украшение рождественского дерева (ели), праздничные обряды и ритуалы, связанные с ним,— обычай изначально германский. Точно неизвестно, когда именно он появился, исторические хроники сохранили лишь отрывочные свидетельства, самое раннее из которых относится к 1510 г., когда в Риге (в то время ее протектором являлся Тевтонский орден) установили рождественскую ель на главной рыночной площади города. Спустя 11 лет власти города Селеста в Эльзасе поручили местному леснику срубить для них елку на Рождество. При этом, как сообщает Е. Швидченко (Б. Быстров) в своей «Святочной хрестоматии» (1903): «К середине XVI века этот обычай настолько полюбился, что елки повсеместно стали устанавливать в домах, так что в 1555 году отцы города вынуждены были ввести штраф за порубку леса».

Однако и Рига, и Эльзас — территории пограничные, не раз бывавшие спорными, а часто и независимыми (так, например, сейчас мало кто вспомнит, что с 10 по 21 ноября 1918 г. существовала даже… Эльзасская советская республика!). В самой же Германии обоснование ели как символа Рождества неразрывно связано с именем Мартина Лютера (1483‒1546), главы Реформации. Считается, что именно он, вдохновленный сверканием звезд сквозь темные ветви елей в лесу, которое напомнило ему первую рождественскую ночь в Вифлееме, впервые прикрепил к рождественскому дереву зажженные свечи,— но на самом деле это всего лишь красивая легенда. «Достоверно известно лишь то, что именно Лютер санкционировал, утвердил и одобрил празднование Рождества как мирского праздника, полагая, что это послужит основанием для невинных общественных удовольствий и семейных торжеств, в которых особое место уделяется детям»,— сообщает об этом та же Е. Душечкина.

Среди непременных атрибутов празднования Рождества у западных христиан одно из важнейших мест сразу же стало отводиться музыке. За века создано множество разнообразных произведений, предназначенных для исполнения в праздничные рождественские дни в храмах, в камерном ансамбле или только для одного инструмента. У немцев же всегда были сильны традиции домашнего музицирования.

Гости «Краеведческих посиделок на Ивановской» смогли представить, что они собрались, как будто на самом деле, у рождественского камина и установленной рядом с ним нарядно украшенной елки в одном из домов прежде существовавших немецких колоний правого берега реки Невы — в Новосаратовке, Овцыно, Веселом Поселке или, может быть, Янино.

Прекрасная музыка прозвучала в библиотеке в исполнении трио флейтистов — студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Натальи Касьяненко (II курс), Елизаветы Малышевой (IV курс) и Федора Чернышова (V курс).

В программу концерта были включены произведения композиторов Германии, Франции и России — классиков и современников: Иоганна Себастьяна Баха (1685‒1750) и его старшего сына Вильгельма Фридемана (1710‒1784), Франсуа Девьена (1759‒1803), Петра Ильича Чайковского (1840‒1893), Габриэля Урбена Форе (1845‒1924), Эжена Боэза (1905‒1991).

Финальный номер — «В лесу родилась елочка», вызвавший большое оживление присутствующих, и без того не скупившихся на аплодисменты, прозвучал в переложении для трех флейт, сделанном Натальей Касьяненко.

Собравшиеся на «посиделки» узнали подробности появления этой главной отечественной новогодней песни, написанной в 1905 г. непрофессиональным композитором, биологом по профессии Леонидом Бекманом (1872‒1939) на слова, взятые из стихотворного текста «Елка» Раисы Кудашевой (1878‒1964), впервые напечатанного в одном из московских детских журналов в конце 1903 г.

Правда, сверхпопулярной песня стала уже после того, как елка официально вернулась в Советский Союз после нескольких лет ее тотального запрета (1929‒1935), но уже не как рождественская, а как новогодняя.

Вдохновителем данного «возвращения» принято считать Павла Постышева (1887‒1939), опубликовавшего 28 декабря 1935 г. в газете «Правда» заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Понятно, что подлинным инициатором данного события этот типичный партийный функционер (секретарь ЦК Компартии Украины) выступать не мог, но сам факт публикации впоследствии, в 1960-х гг., уже после его полной реабилитации, послужил достаточным основанием к тому, чтобы представить его едва ли не как советского Мартина Лютера…

Впрочем, для нас теперь важно другое: — тот «ритуал» встречи Нового года, который мы сейчас полагаем едва ли не само собой разумеющимся, по историческим меркам, в целом, начал складываться совсем недавно — в последние предвоенные годы. Именно в то время в паре с Дедом Морозом как персонажем, вполне сформировавшемся еще до революции (правда, тогда он очень напоминал побывавшего у цирюльника лешего) впервые появилась Снегурочка (к персонажу из одноименной пьесы А.Н. Островского и оперы на ее сюжет Н.А. Римского-Корсакова она не имеет никакого отношения).

В свое время к «ритуалу» присоединился обязательный просмотр фильмов «Карнавальная ночь» (1956) и «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) режиссера Эльдара Рязанова, новогодних музыкально-развлекательных программ «Голубой огонек» (с 1964 г.) и финала «Песни года» (первый из которых вышел в 1971 г.).

Где-то с середины 1950-х гг. окончательное распространение получили популярные еще до революции поздравительные открытки — многие советские граждане стали рассылать их десятками (а известные люди — может быть, и сотнями) перед каждым праздником, тем более в Новый год. Сейчас эти красочно оформленные почтовые карточки из плотной бумаги служат одной из самых ярких примет той эпохи.

Множество таких посланий (хотя, разумеется, далеко не в полном объеме) сохранилось и в личном архиве Федора Абрамова. На выставке в библиотеке оказались представлены некоторые из них — еще не публиковавшиеся подлинные автографы его самого и его корреспондентов: писателей Василия Белова и Юрия Галкина, художника Федора Мельникова, фольклориста Галины Симиной, филолога Шамиля Галимова, земляков Александра Минина и Марии Балашовой, Ивана Твардовского (брата А.Т. Твардовского).

В заключительной части «Краеведческих посиделок» внимание собравшихся было обращено непосредственно на новогоднюю елку, наряженную характерными образцами советских елочных украшений конца 1930-х — начала 1990-х гг. Сделанные из ваты, папье-маше, ткани, тонкого зеркального и прозрачного стекла, фольги, они поражают необыкновенным тематическим разнообразием и цветовой гаммой, создающими безусловное настроение праздника.

Многие из елочных украшений, раскрашенные вручную, выглядят замечательными образцами декоративно-прикладного искусства. И хотя предоставлены они были из частного собрания (да-да, есть и такие коллекционеры!), все присутствовавшие на мероприятии в библиотеке с радостью узнавали почти каждую из них, оживленно дополняя исторический экскурс воспоминаниями из собственного детства.

Поздравляем всех с Новым 2017 годом!


Г.Г. Мартынов, библиотека № 2 им. Федора Абрамова

Яндекс.Метрика