Винфрид Георг Зебальд «Головокружения»  

«Головокружения» В. Г. Зебальда – роман, состоящий из четырёх частей. Это четыре разные истории, но все они объединены героями, своеобразным ритмом текста, все они находятся на тонкой границе между вымыслом и реальностью. Зебальд разбивает повествование изображениями, нам попадаются фотографии, рисунки, документы, которые с одной стороны подчеркивают реальность происходящего, а с другой – вводят в заблуждение. И всё это сопровождается практически монотонным, бесстрастным голосом автора, который с завидной отстранённостью готов рассказывать даже о болезненных для него вещах.

В романе мы становимся попутчиками Стендаля (здесь он носит настоящее имя – Анри Бейль), затем отправляемся в Альпы, а чуть позже – в далёкую немецкую деревню в компании неназванного рассказчика, за которым, вероятнее всего, скрывается сам Зебальд, и даже украдкой заглядываем через плечо Кафки (доктор К.). Все эти путешествия между «фактом» и «фикцией» дают огромную пищу для размышлений, ведь воспоминания – это такое же ненадёжное путешествие в прошлое, где не всегда ясно, какие детали были на самом деле, а какие появились сами собой со временем.

Чтение этого романа похоже на разговор с интересным попутчиком, который увлекает своими историями, а они, в свою очередь, переплетаются друг с другом, смешиваются с вымыслом рассказчика. Зебальд часто отвлекается на мелкие детали, обращает на них наше внимание, приводит факты, выдвигает предположения. В этот момент он отдаляется от цели своего путешествия, его мысли уходят в сторону, а мы следуем за ним без остановки, замечая иногда, как почва уходит у нас из-под ног и начинает кружиться голова.

Общий вывод романа не очевиден, да и есть ли он? Память – это зыбкая, прозрачная земля. Рассказчику одновременно и хочется вернуться в свою деревню и больно это делать. Его накрывает ледяной прилив ностальгии, подхватывает ветер меланхолии, но он продолжает повествование, словно пытается убедить не читателей, а самого себя, что мир вокруг настоящий и что он всё ещё находится в нём.

Несмотря на кажущуюся документальность, «Головокружения» – это личное высказывание автора, его размышления на вечные темы, практически его дневник. Зебальд задаёт роману неторопливый, размеренный темп, который позволяет нам остановиться, перевести дыхание, полюбоваться великими полотнами старых мастеров или парящим в воздухе серебристым снегом.

Николай Кошкин, библиотекарь Рыбацкой библиотеки № 6

Посмотреть доступные экземпляры.

Добавить комментарий