НЕВСКАЯ
централизованная
библиотечная
система

Санкт- Петербург, ул. Бабушкина, д. 64

   

Гвардия тревоги [Текст] : [повесть : для детей среднего школьного возраста] / Екатерина Мурашова ; [послесловие Евгении Шафферт]. - Москва : Волчок, 2020. – 412, [3] c. – (Не прислоняться : серия повестей для подростков). – Книги Екатерины Мурашовой: с. 409–413. – 12+.

Екатерина Мурашова – писательница и психолог, или даже правильнее сказать – психолог и писательница. Читая её книги, вы обязательно это почувствуете. Я сейчас вспоминаю, как после ее «Класса коррекции» вдруг поняла: книга имеет какой-то терапевтический эффект, а фантастическая часть повести вводит вообще в некий транс… относит к бессознательному… Она – словно ощущение надежды.

И тогда, если продолжить сравнение, «Гвардия тревоги» – это сама тревога. Книга захватывает медленно, и вначале история кажется непримечательной. В класс приходят новенькие, причем такие, у которых проблем с «акклиматизацией» может быть сколько угодно. И они этого ждут! Но, не спешите бросать читать книгу. Чуть подождете, «рассчитаетесь» и сюжет начнет «нарастать», словно чувство тревоги внутри вас, увлекая, и вот вас уже «мучает» тайна, которой окружен класс в обычной городской школе.

Мысль о том, что автор – психолог, потянула за собой другую: возможно этот класс – есть метафора коллективного бессознательного Юнга. Будто внутри у нас у всех есть что-то общее... А впрочем, не хочется «спойлерить».

«Гвардия…» имела успех у подростков, а вот взрослые «критиковали автора одновременно за излишнюю реалистичность и недостаточную достоверность», о чём говорит в своей рецензии на книгу литературный критик Евгения Шафферт. 

Да, возможно где-то схематично и несколько обобщенно даны нам персонажи, но этот приём играет на руку книге, подчеркивая тему общности, которая формирует нам рабочую схему избавления от любого буллинга в коллективе: дайте группе общее дело. Вот так «просто»! Каждый коллектив нуждается в объединяющей цели, иначе он неизбежно «раскалывается», и начинает искать цель сам, чаще всего условную, « другую». Да, у общности есть и темная сторона…

Писательница затрагивает и другие сложные темы, и, хочется отметить, чаще всего через прямые философские диалоги. Она говорит прямо через своих героев. Не всякие взрослые захотят обсуждать такое даже между собой, не то, что говорить с подростками! А для них порой так нужно понять про этот мир самое важное, нечто такое, что нельзя увидеть! Про справедливость, например:

– А что, кто-нибудь говорил тебе, что мир устроен «по справедливости»? – удивился Михаил Дмитриевич. – В любом случае он ошибался. Это было бы просто нерационально, так как понятия «справедливо–несправедливо» меняются со временем.

–- Тебе не кажется, что понятия «рационально-нерационально» тоже могут меняться? – спросил Дима.

– Возможно…– подумав, сказал Михаил Дмитриевич.

Так что решайте: «по справедливости» или нет – читать Мурашову. Ответить сможете только вы сами.

Рогова Елизавета, библиотекарь детской библиотеки № 10 им. Николая Носова

 

 Книгу можно взять в библиотеках:

  • ЦДб,
  • Рыбацкой библиотеке № 6,
  • детской библиотеке № 8,
  • детской библиотеке № 10 им. Н. Носова.