«Я смотрю с интересом: кесарь я или слесарь…»

Значительным событием в библиотеке им. Федора Абрамова стал вечер «Когда меня… что ИМ ответишь?» 18 октября 2025 года, посвященный поэту Виктору Александровичу Сосноре (1936–2019). Его неотъемлемой частью стала презентация сборника воспоминаний о нем «Портрет пришельца», вышедшего в апреле 2025 года, который библиотека получила в дар.

Вечер подготовили вдова поэта Татьяна Владимировна Соснора, историк литературы Александр Генрихович Тимофеев, а со стороны библиотеки – ее сотрудник Геннадий Георгиевич Мартынов.

Открывая мероприятие, Геннадий Мартынов, автор «Летописи жизни и творчества Федора Абрамова», сделал обзор эпизодических житейских пересечений Виктора Сосноры и Федора Абрамова, писателей несхожих, с диаметрально противоположными творческими манерами и принципами, отметив исторические параллели в критике обоих авторов со стороны правящей советской партии – КПСС.

После показа фрагмента документального фильма «Виктор Соснора. Пришелец» (режиссер Владимир Непевный, 2011), Татьяна Соснора подробно рассказала о связях поэта с Невским районом.

Здесь, на Невском машиностроительном заводе, еще до войны стала работать его мать Ева (Хава) Вульфовна Соснора, рождённая Горовацкая (1914–1990). Ева Вульфовна оставалась на нем всю блокаду и 25 июня 1943 была удостоена медали «За оборону Ленинграда».

Сам Виктор Соснора шестилетним пережил первую блокадную зиму, был вывезен по Дороге жизни под пулеметным обстрелом вражеских самолетов…

После завершения школьного образования во Львове и возвращения в Ленинград мать устроила его в 1954 году на тот же Невский завод, где он проработал десять лет, с перерывом на трехлетнюю службу в армии, – сначала грузчиком, потом электромонтажником и слесарем. В это время он познакомился со своей первой женой Мариной Яковлевной Вельдиной (1938–1979), в то время студенткой, посещал библиотеку в заводском клубе, в этом своем «рабочем статусе» опубликовал первое стихотворение (1960) и выпустил первую книжку стихов «Январский ливень» (1962).

Мне говорят:/ «Ковыряешься в прошлом. / Что ты, / парняга, / в сущности,  прожил? / Азбуку мямлил, / в глобусы тыркал…» / Прожил я мало – / двадцать четыре. / Знаю блокаду, / видел  расстрелы…

В это десятилетие Виктор Соснора жил в коммунальных квартирах на Стремянной ул. и ул. Куйбышева.

Летом 1963 г., будучи принят в Союз писателей в один день с Глебом Горбовским, – Соснора сразу же уволился с завода (член любого творческого союза во времена СССР мог не иметь постоянного места работы, не опасаясь преследования за «тунеядство») и покинул Невский район, но ненадолго.

В 1965–1967 гг. он занимал большую квадратную комнату на третьем этаже одной из секций громадного конструктивистского дома по улице Бабушкина, 5 (ныне 61), построенного в 1932 году как дешевое жилье для рабочих. За этим зданием длиной 370 м, состоящим из 25 секций, выкрашенным в розовый цвет, да еще и с характерным изгибом, прочно укрепилось народное название «дом-колбаса».

Здесь он подготовил поэтическую книгу «Всадники», написанную по мотивам «Слова о полку Игореве», но вышедшую только в 1969 г. (правда, в авторской редакции!), написал три книги стихов, оставшихся в Самиздате, первый роман «Летучий Голландец», впервые напечатанный лишь издательством «Посев» (Франкфурт-на-Майне, 1979). В 1960-е гг. Соснора переписывался с адресатом поэм Владимира Маяковского Лилей Юрьевной Брик (1891–1978), творчество молодого автора поддерживали поэт Николай Асеев и член-корреспондент Академии наук СССР, затем академик (1970) Дмитрий Лихачев. По легенде, которую Виктор Соснора любил повторять, но пока документально не подтвержденной, в «дом-колбасу» к нему в 1965 году приходил Луи Арагон, женатый на Эльзе Триоле – сестре Л. Брик.

…А черный телефонный аппарат – «маленький черненький храмик», стоявший тогда на его рабочем столе, впоследствии стал героем одного из стихотворений, которое так и называется – «Телефон».

Смелое, но весьма вероятное предположение: близлежащую к его дому библиотеку на Ивановской, 14 (тогда она называлась 1-й Невской) Соснора тоже мог посещать. Значит, заходил, возможно, и в зал, в котором, помимо Федора Абрамова, в разное время проходили читательские встречи с Вадимом Шефнером, Марией Рольникайте, Юрием Слепухиным…

Следом за Т. В. Соснорой выступила Юлия Мусалимова – ученица поэта, соорганизатор фестиваля «Соснора-фест», который в 2025 году прошел уже в четвертый раз. Она рассказала собравшимся о «Тропах Сосноры» – серии экскурсий по местам его жизни и творчества в Ленинграде – Санкт-Петербурге, в т. ч. вокруг библиотеки на Ивановской улице.

Тему продолжила Ирина Иолина – поэтесса и краевед, рассказавшая о любимом месте прогулок Виктора Сосноры – Куракиной Даче, которая в 1950–1960-е гг., конечно, выглядела не так великолепно, как сейчас, но все же еще наглядно сохраняла в себе объемную историческую память. Здесь родилось много его стихотворений о природе, упоминается она и в стихах:

Я мечтал. / И мечтами и звуками полон был воздух Куракиной дачи. / Надо мною играли колокольчики-звезды /и чуть-чуть расшевеливала свой колокол луна. / Было так хорошо и темно. / Было так хорошо, так темно, что не плакать я не мог…

А однажды Соснора даже проплыл на льдине под старым Володарским мостом…

Поэт, писатель, ученица, друг и создатель официального сайта поэта http://sosnora.ru/ Елена Новикова представила новые артефакты, связанные с его жизнью и деятельностью. Это гранки книги, готовившейся в Ленинградском отделении издательства «Советский писатель» в 1989 году, с дарственной надписью Виктора Сосноры выступавшей, и каталог Четвертого ленинградского антикварно-букинистического аукциона (1989), который она посетила по просьбе поэта.

Своими воспоминаниями о встречах с Виктором Соснорой вместе с участниками литературного клуба 157-й экспериментальной школы АПН СССР во второй половине 1970-х гг. поделился историк литературы, член Союза писателей Санкт-Петербурга Александр Тимофеев. В частности, старшеклассникам довелось посетить поэта в коммунальной квартире на ул. Зодчего Росси. Затем мемуарист выразительно прочитал несколько стихотворений из провидческой книги своего тогдашнего поэтического кумира «Верховный Час» (1979). Чтец стремился воспроизвести интонацию и манеру чтения Виктора Сосноры, какой запомнил ее после авторских вечеров поэта 1980–1981 гг. в Ленинградской государственной академической капелле.

Из стихотворения «Послание Иоанну»:

Я Альфа и Омега есмь. Я – дан. / Я первый и последний, Иоанн. / Твой остров – мой метающийся Дом, / где око зрит одно лишь – океан. / А семь златых светильников затем, / чтоб чаянья и чудеса не греть. / Я опоясан поясом златым / по персям, – чтоб ни с кем не говорить. / Пред просьбами протестов и потерь / животному с лицом, как человек, / оставьте облаченного в подир, – / я не приду для правды в этот век.

В завершение вечера с подлинно артистическим чтением стихотворений из сборника «Всадники» выступил литературовед, исследователь русского авангарда, ведущий научный сотрудник сектора литературоведения Института филологии Сибирского отделения РАН Игорь Лощилов (Новосибирск).

Накануне вечера-презентации в библиотеке была развернута обширная выставка личных вещей, фотографий, афиш выступлений, самиздатовских машинописей и опубликованных книг Виктора Сосноры из собраний Т. В. Сосноры и А. Г. Тимофеева. Был представлен ряд неизвестных материалов, которые пока отсутствуют на сайте http://sosnora.ru/

Геннадий Мартынов, Татьяна Соснора, Александр Тимофеев

Добавить комментарий