Родное имя этого двухпалубного теплохода, построенного в 1962 году на будапештской верфи «Óbudai Gyáregység», — «Неман». Всего по заказу СССР с её стапелей сошло около полусотни пассажирских судов этого проекта 305 (тип «Дунай», или, по советской классификации, «Ангара»), несколько десятилетий работавших практически на всех крупных реках страны. На Северную Двину, заменив старые колёсные пароходы, их пришло четыре.


В первый рейс с пассажирами от причала Котласа «Неман» вышел 30 мая 1964 года, а 16 июня газета «Правда Севера» поместила соответствующую заметку Я. Кирина: «…пассажирский флот Северного речного пароходства пополнился тремя новыми комфортабельными теплоходами “Неман”, “Пинега” и “Олёкма”… Суда оборудованы новейшими радионавигационными приборами, автоматикой. Пассажирам созданы все условия для культурного отдыха. В одно-, двух- и многоместных каютах первого, второго и третьего классов, а также на плацкартных местах может разместиться 311 пассажиров.

На днях вместе с теплоходом “Индигирка” вновь полученные суда открыли скоростную линию АрхангельскКотлас. Теперь на <этой> транзитной линии курсируют девять судов… Первые рейсы показали, насколько выгодна для населения скорая пассажирская линия».

Согласно действовавшему тогда расписанию, двухпалубные теплоходы из Котласа и Архангельска отправлялись раз в день. В пути протяжённостью 619 километров они подходили к 34-м пристаням (к 1983 году их число сократилось до 30-ти). Ежедневно работали и суда на подводных крыльях «Ракета»…

Старожил Дмитрий Борисоглебский вспоминает: «Чаще всего почему-то мне попадался “Неман”, хотя ходили они строго по очереди. Ни о каких автобусах тогда, в <19>80-х, не могло быть и речи (хотя, наверно, они ходили), в деревню — только теплоходом или “Ракетой”. Время прихода и отхода теплоходов я знал наизусть, как и все пристани по Двине до Березника. В 16:00, под “Прощание славянки” теплоход отходил от Морского-Речного вокзала, проходил под мостом, поднимал антенну (этот момент нельзя было пропустить). Дальше бежишь на правый борт — смотреть на затонувший чёрный пароход с большой трубой в районе Бакарицы. Чуть позже — какой-то неведомый и загадочный тогда “Архбум”. Дальше — Усть-Пинега, Орлецы и ночь… Утро… Звоз, Липовик, Усть-Морж и через час — Усть-Ваеньга. Конец августа — еду “в город”. Поздний вечер, пристань на Двине и радостное ожидание теплоходных огней в темноте».

Первым капитаном «Немана» стал Анатолий Павлович Попов. Заведующий отделом Верхнетоемского райкома КПСС В. Хрушкой писал о нём в «Правде Севера» 6 августа 1965 года: «Он не только хозяин судна, но и замечательный лектор-просветитель. Это он первым на Северной Двине организовал экскурсии пассажиров по теплоходу…

В свободное от вахты время капитан идёт на палубы, в каюты, приглашает пассажиров в салон. Расспрашивает об их нуждах и неудобствах в пути. Внимательно выслушивает замечания, просьбы, советы и сразу же принимает меры…

Все, кому повезло плыть на этом теплоходе, с большой теплотой говорят о его капитане. Удивительный, замечательный человек».

Не упускал возможности А. П. Попов устроить во время рейсов встречи с «интересными людьми», следующими на теплоходе по своим делам в качестве пассажиров. «Правда Севера» регулярно писала об этом, например, в заметке В. Сальниковой 17 июня 1967 года – о встрече с Н. Жернаковым и Д. Ушаковым: «Члены экипажа попросили их выступить — почитать свои произведения, рассказать о творческих планах. К просьбе присоединились многие пассажиры “Немана”. Писатели охотно согласились. Получилась живая, интересная беседа.

Н.К. Жернаков рассказал о работе 4-го съезда советских писателей, делегатом которого он был. В заключение Николай Кузьмич прочёл отрывок из своей новой книги “Буйная Падегра”.

Поэт Дмитрий Ушаков рассказал об особенностях своей, как он выразился, “стихотворной кузницы”. Затем он прочёл свои ранние стихи и одно новое, написанное на борту теплохода».

Известно, что Фёдор Абрамов с 1938 года пользовался и «колёсниками», а впоследствии и теплоходами (по привычке, он зачастую называл их «пароходами»), хотя, судя по его записям, недолюбливал этот вид транспорта за его медлительность.

Несмотря на то, что флагманом пассажирского флота Северного речного пароходства являлся теплоход «Индигирка», очередную навигацию на Северной Двине порой открывал именно «Неман». То, как это происходило, ярко описано в статье штатного корреспондента «Правды Севера»Евгения Салтыкова, которая так и называется: «“Неман” открывает навигацию на Северной Двине» (напечатана 6 мая 1967 года): «Если вам ещё не довелось на борту речного пассажирского судна пройти по вешней талой двинской воде, вы, честное слово, многое потеряли. Приход первого теплохода в каждом придвинском селе — настоящий праздник. Выходят на берег в нарядных платьях женщины, бегут по косогору, махая кепчонками, вездесущие мальчишки, в такой день и старики молодеют — заждались долгим снежным зимовьем весеннего пришельца с верховий!

Так были и нынче. Тем более что в наши дни величаво плывут по Северной Двине белоснежные скоростные комфортабельные пароходы. Такие, как “Неман”, которому выпала высокая честь открыть пассажирскую навигацию….

Встречать его вчера пришли на пристань Архангельск руководители Северного речного пароходства, представители общественных организаций города, родственники и знакомые пассажиров.

…Вот он у причала, светлый, огромный, уютный, плавучий многоэтажный дом для трехсот человек… Капитан судна А.П. Попов рапортует начальнику Северного речного пароходства А.П. Введенскому о благополучном завершении первого рейса. А.П. Введенский сердечно поздравляет экипаж “Немана” с открытием навигации и говорит, обращаясь к пассажирам: “Добро пожаловать в Архангельск!” Первым десяти гостям, сошедшим на землю, вручаются проспекты речного флота с памятной надписью…

В верхнем салоне собралась команда теплохода, гости. Начальник пароходства А.П. Введенский передает экипажу на вечное хранение удостоверение на право открытия пассажирского движения в юбилейную навигацию пятидесятилетия Великого Октября, рассказывает о задачах, стоящих перед речниками Севера в знаменательном году. Капитан А.П. Попов, капитан-наставник В.С. Селянин, директор судового ресторана, молодая выпускница Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова В.Д. Сальникова делятся впечатлениями о первом рейсе. Начало неплохое. “Неман” шёл четко по графику. Команда работала слаженно. В книге посетителей ресторана появились первые записи со словами благодарности работникам кухни, обслуживающему персоналу».

Как здесь не вспомнить слова об Альке в финале повести Фёдора Абрамова «Пелагея» (написана в 1967‒1971 годах): «…с открытием навигации она плавала буфетчицей на одном из видных пассажирских пароходов, ходивших по Северной Двине»!

В 1990 году, по окончании очередной навигации, «Неман» сменил имя на «Фёдор Абрамов» – так оказалась реализована инициатива архангельских литераторов, поддержанная широкой общественностью, в том числе Пинежского района. И в том же году было ликвидировано Министерство речного флота РСФСР, которое заменил концерн «Росречфлот». Наверное, в надвигающихся новых экономических условиях хотели сделать как лучше, но для отечественного речного пассажирского транспорта эта реорганизация стала началом безудержного падения в бездну.

Впервые под новым именем «Фёдор Абрамов» торжественно ошвартовался у причала Морского-Речного вокзала 31 мая 1991 года. На следующий день «Правда Севера» сообщала об этом: «Среди встречавших его горожан был и архангельский художник Фёдор Михайлович Фатьянов, хорошо знавший писателя. Он написал для теплохода портрет “Фёдор Абрамов на родине” и передал свой бескорыстный дар капитану судна М. А. Тананину». Архангельские писатели собрали для теплохода библиотеку.

Между тем, капитального ремонта на бывшем «Немане» никогда не производилось, лишь в 1992 году были заменены некоторые участки проржавевших труб. Последнюю навигацию на Северной Двине теплоход провел в 1995 году. Затем судно 13 лет простояло в обычном месте своего зимнего отстоя — Лимендском затоне Котласа. После этого оно оказалось продано московским бизнесменам, которым понравилось, что его интерьеры сохранились с начала 1960-х годов практически без переделок, вплоть до дверных ручек и плафонов в каютах и салонах. «Фёдор Абрамов» был приведён в эксплуатационное состояние и через Беломоро-Балтийский канал собственным ходом дошёл до Москвы, где его подготовили для работы с туристами в новых условиях (в результате чего коммерческая загрузка судна уменьшилась до 126 человек).

В навигациях 2009‒2011 годов теплоход совершил более 40 круизных рейсов с туристами по Волге, получив от них немало одобрительных отзывов. Однако случилось так, что в июне 2011 года его тогдашний капитан перешёл на другое судно и увёл за собой почти всю команду. В результате «Фёдор Абрамов», отвечающий всем современным требованиям безопасности речного судоходства, снова оказался в затоне, на сей раз в Ярославле, где и простоял остаток той и всю следующую навигацию.

В 2013 год теплоход вновь совершил несколько волжских круизов, но в следующую навигацию в работу не вышел. С 2014 года в течение шести лет он оставался на холодном отстое в Ярославле.

И вот в сентябре 2020 года пришла печальная весть: «Судебные приставы арестовали теплоход “Фёдор Абрамов” в счёт погашения долга за услуги стоянки судна в Ярославском речном порту. Арбитражный суд Москвы установил начальную стоимость теплохода в размере 1,2 млн руб. Если в установленный срок задолженность не будет погашена, судебные приставы выставят теплоход на торги…»

Может быть, в год столетия выдающегося русского писателя, чьи произведения навечно вошли в золотой фонд мировой литературы, следует попытаться спасти и вернуть пока ещё живой теплоход на Северную Двину?

Геннадий Мартынов

Фотографии:

  • Теплоход «Неман» у Речного вокзала города Котласа. Почтовая карточка. 1977 год. Фото Е. Ломовского,
  • Схема теплохода типа «Ангара» («Дунай»), к которому принадлежит «Неман» – «Фёдор Абрамов». Из книги «Справочник пассажира», 1973 год,
  • Схема водных путей с регулярным пассажирским движением Архангельской области и прилегающих территорий. Из книги «Справочник пассажира», 1973 год,
  • Обновлённый теплоход «Фёдор Абрамов» в Самаре. 3 июля 2009 года. Фото из открытого Интернет-источника.

Добавить комментарий